Образец речевой карты на ребенка с
системным нарушением речи (афазией)
I. Беседа:
1. Фамилия. Имя. Отчество.
2. Сторона поражения головного мозга.
3. Имеется ли левшество в роду? Кто левша?
4. Считает ли себя левшой, амбидекстром, правшой?
5. Переучивался ли в детстве, в школе с левой руки на
правую? Кого в семье сам переучивал?
6. Были ли в детстве или позже травмы, ожоги или
другие заболевания правой руки?
7. Имеется ли в семье заикание? Заикался ли сам? Когда
начал говорить? Были ли трудности обучения родному языку и письму в начальной
школе?
II. Исследование общей способности к речевой
коммуникации —полнота собственной речи больного; понимание ситуативной и
обиходной речи; степень речевой активности, контактности, ориентированности в
окружающем, истощаемости внимания и др.
III. Исследование понимания речи - понимание
специальных одно- и многозвеньевых инструкций; понимание заданий по нахождению
предметов; пересказ прослушанных коротких текстов; решение
логико-грамматических конструкций; понимание смысла пословиц.Характеризуется
степень нарушения понимания речи, того, что преобладает в картине нарушения
понимания: фонематический слух, импрессивныйаграмматизм, персевераторность при
выполнении заданий, понимание сложных инструкций и отдельных слов,
фразеологических оборотов, особенности слухоречевой памяти.
IV. Исследование фонематического слуха–
фонематическоговосприятия, анализа, синтеза и представлений.
V. Исследование слухоречевой памяти.
VI. Исследование экспрессивной речи: автоматизированной речи, повторения звуков, слогов,
слов различной степени сложности, называния предметных картинок, называния
действий, составления фраз и текстов по сюжетным картинкам, пересказ
прочитанного текста.Отмечается наличие распада экспрессивной речи, персевераций,
характер вербальных и литеральных парафразий; возможность повторения отдельных
звуков, слов, серий слов и предложений; возможность называния, составления
фразы по простой сюжетной и по серии сюжетных картинок.
VII. Исследование чтения, письма и счета: возможность чтения про себя, выполнение письменных
инструкций, узнавание отдельных слов при грубом нарушении чтения, запись букв,
слов и фраз под диктовку, самостоятельное письмо, наличие литеральных и
вербальных парафазии, пропусков и перестановок букв, слогов и слов в
предложении, наличие персевераций, выполнение плана математических действий,
возможность перехода через десяток.
VIII. Исследование орального, пространственного и
динамического праксиса: наличие
оральной и артикуляторной апраксии, динамической или
конструктивно-пространственной апраксии.
IX. Исследование акустического и оптического гнозиса -сохранность оптического и акустического гнозиса,
характер и виды агнозии.
X. Обследование «рукости» (левшество-правшество).
Нейропсихологические
тесты на определения левшества-правшества:
а) ведущий, целевой глаз (Л, П);
б) переплетение пальцев рук: верхнее положение
большого пальца (Л, П);
в) «Поза Наполеона»: верхняя рука (Л, П);
г) Аплодирование: верхняя ладонь;
д) величина лона ногтя большого пальца или мизинца (Л,
П);
е) развитость венозной системы на руках (Л, П);
ж) какая кисть руки длиннее на 1—2 мм;
з) ведущая нога в спорте (Л, П).
Наличие
трудовых и бытовых навыков, в которых больной пользовался левой рукой:
а) какой рукой держит ложку, чашку, карандаш;
б) может писать, чертить, рисовать;
в) шить, вязать, выжимать белье;
г) чистит зубы, одежду, обувь;
д) какой рукой причесывается, с какой стороны пробор
на голове;
е) какой рукой удобнее мыть посуду, окна, отпирать
дверь, стричь бумагу, ногти;
ж) какой рукой метет пол, копает, пилит, забивает
гвозди, ввинчивает лампочку;
з) какой рукой лучше играет на музыкальной
инструменте.
XI.Речевое заключение:форма афазии, степень распада всех функций.